Творческая группа учителей биологии г.Семей - "Креатив"

Содержание
  1. Положение о создании группы "Креатив"
  2. Гимн экологов и Креатива
  3. Учебно-методический семинар в рамках III Республиканской олимпиады школьников по экологии (2009г)
  4. Семинар IV экологической Республиканской Олимпиады школьников (2010г)
  5. Республиканский форум Юных экологов
1. Положение  о создании группы "Креатив"
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ «КРЕАТИВ» г. Семей

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
Творческая группа – это профессиональное объединение педагогов, заинтересованных в форме коллективного сотрудничества по изучению, разработке и обобщению материалов по применению интерактивных методов обучения с целью поиска оптимальных путей развития данной темы.

1.      ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЪЕДИНЕНИЯ:
  • Повышение творческого потенциала учителей;
  • Формирование творческого коллектива учителей – единомышленников;
  • Апробация и распространение интерактивных педагогических технологий;
  • Обобщение творческого опыта  учителей г. Семей.  
  • Накопление и обобщение опыта работы с использованием информационно - коммуникативных технологий: интерактивной доски и работа в режиме on-line.
2.     Содержание и формы работы:
  • Творческая группа действует на базе городского отдела образования;
  • Формы занятий носят продуктивный характер; (мастер-классы, выпуск сборников, проведение интерактивных уроков и внеклассных мероприятий, презентации творческих работ).
  • В качестве общего результата группы является документально оформленный пакет методических рекомендаций, разработок, пособий.
 З. СОСТАВ ОБЪЕДИНЕНИЯ:
  • Членство объединения добровольное;
  • Членом   объединения   может   стать   любой   учитель   биологии,   предложивший   и    показавший творческие идеи и наработки на основе новых педагогических технологий.
4. ПОРЯДОК РАБОТЫ:
  • План работы разрабатывается и утверждается на год, на заседании творческого
    объединения.
  • Члены объединения разрабатывают и проводят презентации, мастер - классы уроков и
    внеклассных мероприятий, с использованием своих новаторских идей.
  • Публикация осуществляется после обсуждения  и одобрения членами творческого объединения по мере накопления материалов.
  • Использование      инновационных     технологий      осуществляется      учителями      на
    добровольной основе, с учетом личностных особенностей.
  • Итоги подводятся на последнем заседании творческого объединения в конце учебного
    года.
5. РУКОВОДСТВО ТВОРЧЕСКИМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ:
  • Руководитель -   главный специалист отдела образования Абылхалимова Г.К.
Координаторы:
  1. учитель биологии школы-гимназии №6 - Мыжевская В.А.
  2. учитель биологии СОШ №1 - Коновалова С.Н.
6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ:
  • Проведение мероприятий и публикация осуществляется за счет спонсорских и личных средств, членов объединения.


2.        Гимн «КРЕАТИВа»
«КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ?»

1. Энтузиасты – мы, и нам неймется

Душа у нас не может не творить

Ведь наша группа  - «КРЕАТИВ» зовется

И творчество мы призваны любить.

 Припев:

          Все выше, и выше, и выше

          К вершинам мечты мы идем –

          Чтоб стать еще лучше и круче,

          Мы даже сквозь стены пройдем!

 2. И ничего придумать нам не сложно

Не удержать фантазии полет

Всегда мечтать и верить в чудо можно

И это чудо ПУСТЬ произойдет!

 Припев:

          Все выше, и выше, и выше

          К вершинам мечты мы идем –

          Чтоб стать еще лучше и круче,

          Мы даже сквозь стены пройдем!

 3. Нас «Креатив», как солнце освещает

И потому не старят нас года

Любой из нас с уверенностью знает

Что наша дружба - это навсегда!

 Припев:

          Все выше, и выше, и выше

          К вершинам мечты мы идем –

          Чтоб стать еще лучше и круче,

          Мы даже сквозь стены пройдем!


Гимн ЭКОЛОГОВ
1. Ничего на свете лучше нету,
Чем беречь, друзья, свою планету
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Ведь экологи всегда в дороге – 2 р.

2. Мы свое призванье не забудем,
Сохраним мы воду чистой людям,
Сбережем мы воздух, лес и горы,
Чтоб Природу сохранить навеки -2р.


3. Учебно-методический семинар в рамках III Республиканской олимпиады школьников по экологии (2009г)
Тема:
«РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

Подготовлен и проведен

Творческой группой учителей

биологии г. Семей «Креатив»

ЦЕЛЬ СЕМИНАРА:

 Представить материал и обобщить опыт работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся.

ДЕВИЗ:          ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ

ПАСПОРТ СЕМИНАРА



1.    Дата:                                      18 апреля 2009г.

2.    Время:                                   11.30 – 13.30.

3.    Место:                   Семипалатинский государственный педагогический институт, конференц-зал.

4.    Участники:           Кафедра экологии и географии

5.    Регионы:               РК  

6.    Технологии:         ИКТ, работа в группах, презентация работ, технологии RWCT-развития критического мышления через чтение и письмо.

7.    Оборудование:    раздаточный материал для тренингов для каждого участника. 
Программа семинара.

I. Побуждение

1.     Тренинг «Что мы ждем от семинара?»

2.     Тренинг Знакомство – Файль Г.И., Исакова И.А.

·       «Давайте познакомимся!»

·       «Добро пожаловать!»

·       «Паспорт стола»



II. Актуализация
Презентация творческой группы учителей биологии г. Семей «КРЕАТИВ» - Мыжевская В.А.



III. Реализация

1. Обобщение опыта экологического обучения и воспитания на уроках биологии и внеклассной работе.

·       «Развитие творческой личности учащихся через экологизацию учебно-воспитательного процесса» - Малых Е.В. ГУ СОШ № 11.

·       «Проблемные и развивающие задания, как способ формирования экологического мировоззрения» - Коновалова С.Н. ГУ СОШ № 1 им. Н.Г. Чернышевского.

·       «Экологическое воспитание на уроках биологии» - Советова А.Б. ГУ СОШ 39.

·       «Мастер-класс. Учимся работать над проектами» - Ергибаева Г.Д. ГУ СОШ № 2.

·       Опыт исследовательской работы в школе «Влияние ядерных испытаний на генотип населения» - Рахимова К.Р. ГУ СОШ № 27.

·       Опыт работы ОДБЦ – Оспанова С.С.

2.     Работа в группах

·       1 группа – Фоминых Т.И. «Когда окончились уроки…» (Обобщение и обмен опытом внеклассной работы по биологии и экологии)

·       2 группа – Тыщенко Е.Е. «Я иду на урок…» (Обобщение опыта экологического воспитания на уроке)

·       3 группа – Исакова И.В. «Использование ИКТ в предметной среде биологии и экологии»

·       4 группа – Кырыкбаева Б.Т. – «Обобщение опыта создания научных проектов по биологии с основами экологии»

3.     Отчет групп.

·       Презентации (защита) творческих работ;

·       Создание кластера.



IV. Рефлексия.

·        Завершение работы и подведение итогов по работе семинара;

·        Обмен мнениями;

·        Пожелания участников;



V. Заключительное слово.

·        Доцент кафедры биологии и физической культуры Каз ГЮИУ, к.б.н. – Тазабаева К.А.

·        Старший преподаватель кафедры экологии и географии СГПИ – Бурулько В.П.



VI. Резолюция семинара.

·        Размещение информации на сайте «Креатив»

·        Общение в режиме on-line.



VII. Предложения.

·        Проведение мероприятий по экологическим проблемам с участниками семинара с использованием ИКТ в режиме on-line;

·        Объявление конкурса «Мой город самый лучший» для учителей IV Республиканской олимпиады школьников по экологии. 
Творческая группа учителей биологии г. Семей

 «КРЕАТИВ»

Состав:

1.    Мыжевская В.А. – учитель биологии ГУ СОШ-гимназия №6;

2.    Коновалова С.Н. – учитель биологии ГУ СОШ №1 им. Н.Г.Чернышевского;

3.    Малых Е.В. - учитель биологии ГУ СОШ № 11;

4.    Советова А.Б. - учитель биологии ГУ СОШ № 39;

5.    Фоминых Т.И. - учитель биологии ГУ СОШ № 38;

6.    Файль Г.И.  - учитель биологии ГУ школа-лицей № 7;

7.    Исакова И.А. - учитель биологии ГУ школа-лицей № 7;

8.    Ергибаева Г.Д. - учитель биологии ГУ СОШ № 2;

9.    Рахимова К.Р. - учитель биологии ГУ СОШ № 27;

      10. Кырыкбаева Б.Т. - учитель биологии ГУ СОШ № 12;

      11. Тыщенко Е.Е. - учитель биологии ГУ СОШ № 29;
      12. Ишмухаметова А.М. - учитель биологии ГУ СОШ № 31.  
 I. 1. Тренинг «Знакомство»

Исакова И.А., Файль Г.И. – средняя школа-лицей № 7.

     Это упражнение проводится в самом начале семинара, после вступительного слова ведущих. Этот тренинг проводится обязательно, даже в том случае, когда все знают друг друга. Знакомство позволяет активизировать группу, вовлечь всех участников семинара в работу, создать тоненькие нити для дальнейшего общения. Начинаем знакомство с оформления бейджа со своим именем, который участники прикрепляют на грудь. Это позволит обращаться друг к другу по имени. Дается 1 минута. Затем можно сказать, что какие красивые имена у всех участников нашего семинара, давайте познакомимся поближе. Для создания непринужденной атмосферы продолжаем знакомство тренингом «Добро пожаловать!» «Добро пожаловать!» - это разноцветный лист, на котором написаны вопросы. Участники семинара знакомятся с теми людьми, о которых спрашивается в этом листе. Листы  «Добро пожаловать!» разного цвета. Это позволит в последующих тренингах объединить участников для работы в группах. На упражнение отводится не более 5 мин. При подведении итога этой работы необходимо спросить у  участников кто познакомился со всеми людьми, указанными в листе «Добро пожаловать!». Сказать о том, какие, оказывается, общительные люди собрались на семинаре. Можно задать несколько вопросов из этого листа, попросить их поднять руки.

   Это упражнение можно считать удавшимся, если участники почувствовали себя непринужденно, снята скованность и равнодушие, появилась заинтересованность в продолжение  работы.

 После того, как сформируются группы по цвету листов «Добро пожаловать!», каждая представляет «паспорт стола» всем участникам семинара. Это упражнение позволит сплотить группу, повысить ответственность за ее работу.
II. Презентация творческого объединения учителей биологии г. Семей «КРЕАТИВ»

 Мыжевская В.А. – ГУ СОШ - гимназия №6.
Что такое «креативность»?

Это значит копать глубже,

Смотреть лучше,
Исправлять ошибки,

Беседовать с кошкой,

Нырять в глубину,

Проходить сквозь стены,

Зажигать солнце,

Строить замок на песке,

Приветствовать будущее…

Е. Торренс



     Творческое объединение «Креатив» было создано в 1996 году. Фоминых Т.И.,Исакова И.А., Байгапанова Г.С., Мыжевская В.А., Коновалова С.Н., Фаиль Г.И.,Юрьева Т.Н.,Ишмухаметова А.М, Вершинина Н.И., Советова А.Б.Сейчас в состав объединения входит  16 учителей биологии города Семей.

Основные направления работы:

1.     Научно- методическая работа

2.     Проведение  школьных соревнований научных проектов среди учащихся 7 классов

3.     Создание школы олимпийского резерва.

4.     Внеклассная работа  -  работа клуба  «Экологический бумеранг», дебаты, викторины

За эти годы было сделано:

Рабочие тетради по ЗОЖ (5 – 11 класс)

Программа по ЗОЖ для 5 – 11 классов

Тетрадь для лабораторных работ 6 - 7 класс

Лабораторные работы 6 класс (на каз. яз)

Сборник развивающих задач по ботанике и зоологии с основами экологии

Сборник «Региональный компонент на уроках биологии»

Сборник уроков и внеклассных мероприятий с использованием регионального и экологического компонентов.

Методические рекомендации по проведению «Малых олимпийских игр с основами экологии (для школы олимпийского резерва)»

 С 2005 года были проведены общегородские внеклассные мероприятия:

n  Семинар «Природа наш дом?»

n  Дебаты «Человек – царь Природы?»

n   Конференция «SOSновый бор!»

n  Интеллектуально-творческая игра «Экология и мы»

n  Клуб «Экологический бумеранг» в on-line режиме

С 2004 года работает «Школа олимпийского резерва» среди учащихся 6 – 7 классов, призерами которых являлись ученики, впоследствии занимавшие призовые места  городских и областных олимпиадах. Проводятся школьные соревнования научных проектов так же среди учащихся 6 -7 классов. -

14 марта 2008 года было проведено интерактивное заседание клуба «Экологический бумеранг» Готовили и проводили заседание школы №1 (учитель Коновалова С.Н.), №6 (Учитель Мыжевская В.А.), №9 (Юрьева Т.Ю).

Экологические проблемы были представлены в виде презентаций, в которых ученики говорили о загрязнении города бытовым мусором, малом количестве урн на улицах города, уделили внимание увеличивающемуся количеству автотранспорта и, конечно, загазованности воздуха, неправильному расположению детских площадок вблизи оживленных магистралей. Боль и тревогу у подростков вызывает вырубка деревьев и активное строительство на территории парков. Перед собой школьники, как истинные патриоты своего города поставили вопрос «Что мы можем сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?» Они не стали брать непосильные задачи. Любое предложение – посадить дерево, не бросать мусор – можно обобщить. «Все в твоих руках!» Чтобы город стал чистым и красивым  нужно начать с чистоты внутри себя и вокруг себя!

          27 марта 2009 года  была проведена конференция в режиме онлайн по теме «Использование инновационных технологий при обучении биологии».

В работе конференции приняли участие не только учителя школ города, но и преподаватели  ВУЗов. Темы докладов «Общая характеристика инновационных технологий» Фаиль Г. И.СОШ - лицей №7. «Интегрированные уроки» Фоминых Т.И. СОШ - лицей №38. «Практическое применение интеграций на уроках»  Исакова И.А.СОШ - лицей №7. «Метод проектов во внеклассной работе» Ваулина Н.И. СОШ  №19. «Средства ИКТ в предметной среде биологии» Малых Е.В. СОШ №11.  «Использование презентаций при обучении биологии»  Юрьева Т.Н СОШ №9. «Развитие критического мышления на уроках биологии с использованием ИКТ» Советова А.Б.СОШ 39. «Подготовка к олимпиадам с применением инновационных технологий» СОШ №37. «Сущность и принципы продуктивного обучения» Мыжевская В.А СОШ – гимназия №6. В работе конференции приняли участие экспертные группы, которые отмечали недостатки и достоинства технологий, на основе которых была выработана резолюция.



 1. Обобщение опыта экологического обучения и воспитания на уроках биологии и внеклассной работе.

«Развитие творческой личности учащихся через экологизацию учебно-воспитательного процесса» - Малых Е.В. - ГУ СОШ № 11.


   Как страшен мир в таких черно-белых красках, как неприглядна милая земля, когда рвутся над ней снаряды, а еще страшнее, когда вырастает ядерный гриб, и его последствия для всего живого.

   Но мы люди ХХI века, живущие под мирным небом, привыкли к иным картинам природы, и хотим, чтобы наша земля всегда была такой: яркой, цветущей, манящей. И слова: Рыбам – вода

                                                   Птицам – воздух

                                                   А человеку вся земля

Пусть будет девизом для всех нас.

   В своих учениках мы стремимся воспитать любовь к родной земле, бережное отношение к ней.

   Как мы работаем над этой проблемой, через какие формы и методы воспитываем в учениках настоящих хозяев своей земли, хотим поделиться сегодня с вами.

   Мы гордимся нашей школой: зимой – рукотворным зимним городком, летом – пришкольным участком. В конце лета довольны результатами своего труда, труда всего коллектива: учительского и ученического.

   На втором этаже школы благоухает «зеленый класс» - оранжерея. Начиналась оранжерея с крохотного помещения, постепенно пополнялась разными видами растений. И вот теперь – это наша гордость. Учащиеся занимаются в кружке «Цветоводство», ведут наблюдения за растениями не по иллюстрациям, а в  живую.

   Рядом располагается живой уголок. Сколько радости доставляют хомячки, морские свинки, рыбки, попугайчики. Приходят на экскурсию малыши, и с умилением наблюдают за животными.

  Коллектив учителей и учащихся наряду с городскими мероприятиями, проводимыми биологическим центром, «Истоком», проводят школьные конкурсы «На лучший зеленый сад», «Посади дерево» - в результате по итогам конкурса пришкольных участков на протяжении нескольких лет, мы признаны лучшими.

   Сотрудничая с кафедрой экологии и географии СГПИ, мы уже несколько лет занимаемся разработкой вопросов системного и непрерывного экологического образования. Это подтолкнуло нас к  идее разработки комплексной программы по экологическому образованию и воспитанию учащихся, которая отображала бы системность и непрерывность процесса обучения – важнейших принципов концепции экологического образования РК.

Т.о, наша школа стала экспериментальной площадкой по реализации программ непрерывного экологического образовании на II ступени, т.е. средних общеобразовательных учреждений (в т Ом числе школ). Образовательный процесс программы направлен на формирование экологической культуры учащихся, охватывающей все возрасты, являясь при этом приоритетным импульсом духовно-практической деятельность учащихся.

   На сегодняшний день мы имеем небольшой опыт, который подтверждает эффективность программы по организации непрерывного процесса экологического образования, сочетающий теоретические знания и эксперимент, связь базового образования с высшей школой и учреждениями дошкольного образования. Обучение и воспитание учащихся по программе не ограничиваются рамками урока, а сочетаются с внеклассной работой, в которую вовлекаются психологи, экологи, педагоги дополнительного образования и высшей школы.

   Экологическое образование – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Школа работает над данной проблемой в течение 3-х лет. Эта работа начинается с первых дней пребывания в школе: на занятиях в классах предшкольной подготовки, уроках в начальных классах до окончания обучения в школе.Все это позволяет претворить в жизнь концепцию экологического образованияРК.  



2. «Проблемные и развивающие задания, как способ формирования экологического мировоззрения»

 Коновалова С.Н. - ГУ СОШ № 1 им. Н.Г. Чернышевского.


 Во все времена педагогика стремилась к воспитанию всесторонне развитой личности и в современном, быстро меняющемся обществе и государстве социально и личностно значимыми являются умения человека решать возникающие проблемы, быстро принимать решения, видеть многообразие путей решения задач. Это возможно если у него сформирован опыт творческой и мыслительной деятельности. Все это в дальнейшем обеспечит ученику успешность в жизни, профессиональной деятельности и, в конечном счете - прогресс государства.

Сегодня мы презентуем Вам 2 сборника задач, которые стали победителями республиканского конкурса «Творческий поиск», проводимый издательством Келешек – 2030. Это «Сборник развивающих задач по ботанике» и «Сборник развивающих задач по зоологии». Содержание сборников соответствует программам по ботанике и зоологии, и содержат задания разного уровня сложности.

Для наглядного примера приведу 3 задачи:

1.  Около цементного завода листья деревьев покрылись цементной пылью. Как это скажется на жизнедеятельности деревьев? Почему в крупных промышленных городах деревья плохо растут и рано погибают?

2.          Клубни картофеля - подземные видоизмененные побеги. Несмотря на то, что клубни образуются в земле, урожай их зависит от развития надземной части. Объясните эту связь. Почему снижается урожай картофеля, если на поле заведется вредитель - колорадский жук? Или если картофель будет расти в тени?

3.    Дрова, заготовленные зимой, ценятся выше, чем заготовленные летом. Они лучше горят и дают больше тепла. С чем это связано?

Но, однако, дети зачастую затрудняются решить очень простую на первый взгляд задачу.

-  ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ?

-  И КАК ЖЕ РЕШАТЬ ПОДОБНЫЕ ЗАДАЧИ?

Дети привыкли решать традиционные задачи, так называемые «тренировочные». В школе детям обычно выдают «готовые» знания, факты (т.н. фактологическое обучение). В таких задачах все необходимое для решения дано, что требуется тоже известно, есть определенный алгоритм решения.

Творческие или развивающие задачи отличаются от тренировочных тем, что собственно задачи по началу вроде бы и нет. Ее еще предстоит выявить из проблемной ситуации, которую ставит учитель перед учениками. Причем исходные данные противоречивы и недостоверны. Как правило, возникает необходимость дополнить их и найти способ решения противоречия. Уже с этого момента ученик и начинает активно думать. В этой поставленной задаче еще не известно, что необходимо искать, да и сам ответ непредсказуем.

Но самое главное, при решении подобных задач, усвоение знаний происходит в процессе логического рассуждения, активной мыслительной деятельности и самостоятельной работы школьников. Причем, умение логически мыслить, выстраивать логическую цепочку рассуждений, поможет и при работе с тестами, столь популярными в последние годы. Хотя отношение к тестам у меня двоякое. При всех положительных моментах, имеются и отрицательные. Дети перестают рассуждать, «говорить», то есть творчески развиваться.

Проблемные, или же развивающие задачи можно использовать на всех этапах урока - только с разной дидактической целью. Это и актуализация знаний, их закрепление, осмысление и обобщение.

Хочется отметить, что при подаче подобных задач, у меня выработалась определенная формула вопроса: «Почему... хотя? Почему... несмотря? Если... то почему? Если... то можно ли?» и т.п. И тут, хочешь, не хочешь, а начнешь думать, рассуждать, применять ранее полученные знания. Развивающее значение противоречия в том, что оно вызывает состояние умственного затруднения учащихся. Интеллектуальное затруднение осознается школьником в виде недостаточности ранее усвоенных знаний и необходимости поиска новых, содержащихся в проблемной задаче. Интеллектуальное затруднение - это движущая сила мышления, условие активности ученика, поиск ответа на проблемный вопрос.

Творческие способности присущи любому ребенку, только нужно вовремя их раскрыть и развить.

Практика подтверждает, что чем больше идей порождает ученик, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. И через множество идей, приходит к решению задач, к тому одному правильному ответу.

Это происходит потому, что при решении биологических задач, а можно сказать и проблем, у ученика развиваются способности творческого, исследовательского характера.

Он учится видеть проблемы, формулировать их, выдвигать гипотезы, предлагать пути решения и т.д.

Все это расширяет жизненный опыт школьника и позволяет ему стать творческой личностью и экологически грамотным специалистом в любой профессии.

Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую, интеллектуальную деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

А разве не к воспитанию такого ученика стремилась во все времена и стремится сейчас педагогика?

И завершить выступление мне хотелось бы стихотворением, название которого мне очень близко, вопросы которого «красной» нитью проходят через все мои уроки биологии.



ЧТО? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? И ГДЕ?

Что? Почему? Зачем? И где?

Живут в земле, огне, в воде.

Вот в первый раз огонь добыт.

(А почему огонь горит?)

Зерно под солнцем проросло,

(Зачем растению тепло?)



Дым - легкий, а скала тверда.

Что значит «лед», а что «вода»?

Что? Почему? Зачем? И где?

Мы все узнать хотим.

Соль растворяется в воде,

А мел нерастворим.



Бумага не горит дотла:

В печи останется зола.

А если медь в печи нагреть,

То станет тяжелее медь

С окалиною вместе.

Не верите - так взвесьте.



Открытый путь - нелегкий путь.

Но человеку не свернуть.

Что? Почему? За ним следят,

Чтоб шел вперед, а не назад.

Вот почему из года в год

Наука движется вперед.

Е. Ефимовский. 

«Экологическое воспитание на уроках биологии»  - Советова А.Б. ГУ СОШ 339.  



«Мастер-класс. Учимся работать над проектами» - Ергибаева Г.Д. ГУ СОШ № 2.


Этапы работы над научным исследованием

Выбор темы научного проекта

n  Тема – отражает характерные черты проблемы, в ней содержится способ решения этой проблемы, сформулированный в краткой форме, вместе с тем ясно и точно.

n  Тема должна быть интересна ученику, увлекать его.

n  Тема должна быть выполнима, решение должно быть полезно участникам исследования.

n  Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент новизны, эвристичности, неожиданности.

n  Тема должна быть доступной (соответствовать возрастным особенностям учащихся)

Рекомендации, которые необходимо учесть при выборе темы исследования:

n  ознакомиться с тематикой научных проектов предыдущих лет;

n  ограничить тему рамками строго конкретного объекта;

n  обсудить выбранную тему на заседании своей секции или в процессе индивидуальной консультации с руководителем;

n  утвердить тему исследования на заседании НОУ (в школе)

Изучение литературы по теме исследования

n  В библиографический список необходимо включить не менее 15 различных по своему характеру источников.

n  Все включенные в список работы располагаются в алфавитном порядке.

Построение плана исследовательской работы

n  Выбор методов исследования:

n  Эксперимент

n  Наблюдение

n  Анализ (описание)

n  Сравнение

n  2. Составление плана исследования:

n  порядок проведения исследования;

n  основные этапы исследования

Ведение исследовательской работы

1.     Теоретический анализ проблемы исследования.

2.     Экспериментальная (практическая часть) исследования.

3.     Ведение дневника исследования

4.     Обработка полученных данных, оформление выводов научного исследования и рекомендаций

Оформление научного проекта

n  Научный проект должен содержать:

1.     титульный лист;

2.     оглавление;

3.     введение;

4.     теоретическую часть;

5.     исследовательскую часть;

6.     заключение;

7.     список используемой литературы;

8.     приложения (если в них имеется необходимость)

Документация, прилагаемая к научному проекту:

1.     Аннотация – на казахском, русском и английском языках;

2.     Отзыв научного руководителя на работу учащегося, заверенный его росписью;

3.     Рецензия специалиста ВУЗа по соответствующей дисциплине на работу ученика (на областной тур);

4.     Дневник исследования

Оформление титульного листа.
5.4. Оформление страницы с оглавлением.
5.5.оформление введения научного проекта.
5.6. Общие правила оформления текста.
5.7. Написание аннотации (абстракта).



 2.Работа в группах.

·       1 группа – Фоминых Т.И. «Когда окончились уроки…» (Обобщение и обмен опытом внеклассной работы по биологии и экологии)





Цель работы группы:

Обобщение и обмен опытом внеклассной работы по биологии и экологии.

Ход работы группы:

1.     Знакомство и заполнение «Паспорта группы» - название, девиз ит.д.

2.     Обсуждение форм и методов, обобщение опыта внеклассной работы.

3.     Предложены формы: акции - «Чистый берег»

                                             Выставка - «Я люблю мой город!»

                                             Форум – «Кто, если не мы»           

                                             КВН – «Город 313»

                                             Проблемный клуб

4.     Презентация «Проблемного клуба»

«Проблемный клуб»

I.       Постановка проблемы.

II.    Погружение в проблему ( ведущий – 10мин) актуальность, статистика, и т.д.

III. деление на группы.

А) Оппоненты (-) – доказывают отрицательные стороны (нет путей решения, их недостатки);

Б) Оппоненты (+) – доказывают положительные стороны, пути решения проблемы или (+) аспекты;

В) Эксперты – взвесив все «за» и «против», подводят итоги.

5.     Предложения.

   Проведение «Проблемного клуба» в on-line режиме.

   

·       2 группа – Тищенко Е.Е. «Я иду на урок…» (Обобщение опыта экологического воспитания на уроке)



Цель работы группы:

Обобщение и обмен опытом проведения уроков биологии экологического содержания.

Ход работы группы:

1.     Знакомство и заполнение «Паспорта группы» - название, девиз ит.д.

2.     Обобщение опыта работы каждого участника группы.

3.     Разработка урока в форме дебатов «Человек – царь природы?»

4.     Защита урока.

5.     Предложения.

Реализовать данную форму работы при проведении

5 кл. Тема: «Место человека в природе»;

9 кл. Тема: «Охрана Природы»;

11 кл. Тема: «Влияние жизнедеятельности человека на окружающую  среду»

Дебаты.

Тема: «Человек – царь природы»

Цель:  учащиеся оценят влияние человека на живую природу

Задачи:

1.     образовательная – учащиеся определяют положительное и отрицательное влияние человека на природу;

2.     развивающая – сделают вывод о роли человека в природе;

3.     воспитательная – воспитать умение задавать вопросы, работать в парах и группах.

Стратегия: дебаты

Оборудование: ватман, маркеры.

Ход игры:

1.     На доске записывается вопрос «Человек – царь природы?»

2.     Вступительное слово учителя.

·       Кто такой царь? (Все версии записываются на ватмане маркером)

                                                  Царь

·       Как вы думаете, человек – царь природы?

(этот вопрос учитель задает всем командам)

Учащиеся подбирают аргументы.

·       Каждая команда делит лист ватмана на 2 части:




ДА

НЕТ

Царь, потому что (аргументы)

Не царь, потому что (аргументы)



·       Затем, команды зачитывают свои аргументы (По условиям этой игры, одна команда должна защищать точку зрения «да», вторая «нет», а третья – задавать вопросы).

·       Команды вытягивают жребий, переворачивают лист ватмана и дополняют аргументы «за» и «против».

·       От каждой команды один участник зачитывает аргументы (третья команда внимательно их выслушивает).

·       Выслушав друг друга, участники задают по 3 вопроса (один - от команды «за», другой – от команды «против»). Защитившись, усаживаются на свои места. А третья начинает задавать свои вопросы.



         Команда, которая защищает, что человек – царь природы.

    1) Как лично вы охраняете природу?

    2) Какие вы знаете в нашем регионе заповедники, заказники?

    3) Можно ли считать пришкольный участок частью природы?

                Команда, которая защищает, что человек – не царь природы?

1)    В чем причина варварского отношения к природе?

2)   Как можно научить детей бережно относиться к природе?

3)   Есть ли будущее у нашей планеты?



·        Затем задающая вопросы команда, предлагает свои варианты охраны природы.

4.     Итоговое слово представляется всем командам.

5.     Жюри подводит итоги по следующим номинациям:

А) умение работать в группе;

Б) умение подбирать аргументы;

В) Ораторское искусство (грамота);

Г) Умение задавать вопросы (грамота);

Д.) Умение отвечать на вопросы (грамота);

·       И в результате выбирается лучшая дебатирующая команда.

         ·        

·       3 группа – Исакова И.В. «Использование ИКТ в предметной среде биологии и экологии»



Цель работы в группе:

            Обмен опытом по применению ИКТ при изучении экологии и в экспериментально-исследовательской деятельности, планирование республиканского экологического мероприятия с использованием ИКТ.

1. Обменяться опытом и обсудить возможности ИКТ в формировании  экологического сознания учащихся.

Ход работы в группе:

2. Создать проект, и предложить основные направления деятельности.

3. Выработать и предложить проведение мероприятий с использованием ИКТ (проведение конкурсов, дистанционных олимпиад, заседаний клубов, конференций в режиме on-line и т.д.)

4. Оформить проект на листе ватмана  и защитить его

Информационно - коммуникационные технологии ориентированы на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

         Этот процесс инициирует:

         -совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

         -совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

         -создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

Предложение: провести республиканский конкурс «Мой город  - самый лучший!» в онлайн режиме.

        

.4  группа – Кырыкбаева Б.Т. – «Исследуя, учимся любить»


    Цель: Обобщение и обмен опытом исследовательской работы по биологии с основами экологии.

Ход работы

1. Знакомство, заполнение паспорта группы.

  2. Обобщение опыта работы каждого участника группы

  3. Разработка плана совместной работы творческого объединения учителей биологии Республики Казахстан

4. Презентация опыта работы

5. Предложения




 Результаты работы семинара

1.Обобщен опыт экологического воспитания учителей Республики Казахстан.

2.Создано творческое объединение учителей РК, в состав которого вошли: «Креатив» г. Семей.

Абугалиева Айсауле Сулейменовна, зам. директора по воспитательной работе СОШ №4 г. Капшагай

Наметова Галия Тулеевна,  Алматинская область, Карасайский район, с. Енбекши

Баймулсинова Кулзайра Сейлкумаровна, Алматинская область, Карасайский район, с. Шамалган, школа – гимназия.

Молдаканова Зульфия Далелевна, ВКО, г. Зайсан., СОШ им. Ауэзова.

Райысова Жакылсын Заманбековна, ВКО, г. Зайсан

Шаяхметова, Нурия Каюмовна, Алматинская область, г. Уштобе

СОШ №51

Откельбаева Айгул Ордабеккызы, Кызылординская область,

Литвинова Александра Николаевна, г. Талдыкорган,

Филимонова Анна Викторовна, Алматинская область, Алакольский район, г. Ушарал, СОШ№1

Ахметжанова Гульнра Еженхоновна ВКО Г.Семей, с. Новопокровка.

3. Составлен перспективный  план работы творческого объединения  на 2009 – 2010 учебный год



4. Семинар IV экологической Республиканской Олимпиады школьников (2010г)

г. Семей

Тема:  «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ЧЕРЕЗ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО»



I. Презентация  творческой группы «Креатив» - ГУ «СОШ-лицей № 7»  – Файль Г.И.

1.     Тренинги «Знакомство» и «Конструктор человека» - ГУ «СОШ № 1 им. Н.Г. Чернышевского» - Коновалова С.Н.

2.     «Шуточная разминка» - ГУ «СОШ № 1 им. Н.Г. Чернышевского» - Коновалова С.Н.



II.Работа в группах по станциям «Экологической тропы»:

1 станция. «Строим Экоград» - ГУ «СОШ - лицей № 7»  – Файль Г.И.; Исакова И.А.

2 станция. «Отходы в доходы» - ГУ «СОШ № 35» - Вершинина Н.В.

3 станция. «Экореклама» - ГУ «СОШ № 11» - Малых И.В.

4 станция. «ЗОЖландия» - ГУ «СОШ - лицей № 38» - Фоминых Т.И.

5 станция. «Сто людей – сто друзей» ГУ «СОШ № 18»  Байгапанова Г.С.



III. Рефлексия.

«Очистим планету!» - Коновалова С.Н.; Фоминых Т.И.



IV. «Использование средств ИКТ в формировании экологической культуры»

1.     Интервью с Богом;

2.     Клип Газманова;

3.     Экология;

4.     Заключительный клип.

5. Республиканский форум Юных экологов

Творческий вечер в кругу друзей 

15 июня,  20. 30 – 21.30



Этап

Ответственные

1.

Вступительное слово, приветствие участников.



Советова А.Б.

Фоминых Т.И.

2.

Тренинг «Знакомство»

·        Название команды

·        Девиз

·        Что ждете от форума?

Фаиль Г.И.

Исакова И.А.



Разогревка «Тетя Мотя»





Тренинг «Паспорт стола»

·        Имена

·        Хобби

·        Любимое блюдо

·        Любимый предмет





8.

Составление плана на 17 июня. Выбор журналистов, художников.

Мыжевская В.А.

9.

Тренинг

«Гимн юных экологов»

Фоминых Т.И.

Советова А.Б.

10.

Защита Гимна.

Коновалова С.Н.


Круглый стол
«Мы в ответе за жизнь на планете»
17 июня 14.30 -18.00
Этап
Ответственные
Примечание

Забрать из актового зала


1.
Вступительное слово
Фоминых Т.И.
Советова А.Б.



2.
Деление на группы. Тренинг «Знакомство»
Исакова И.А. Фаиль Г.И.


3.
Создание сайта экофорума.
Журбенко А.П.
Мыжевская В.А.

4.
Титульный лист журнала
·         Название
·         Девиз
·         Эмблема
Коновалова С.Н.
Крыкбаева Б.Т.

5.
Разогревка «»Айда мы!»
Мыжевская В.А.

6.
Разработка названий рубрик газеты
·         Наши впечатления
·         Крик души
·         Репортаж
·         Коротко о себе
·         Обращение к сверстникам
Малых Е.В
Тыщенко Е.Е.
Советова А.Б.

7.
Разогревка «Дождик»
Фоминых Т.И.

8.
Большой круглый стол. Написание заметок в рубрики.
Советова А.Б.
Мыжевская В.А.
Передаются листы и дополняются.
9.
Защита рубрик первыми командами.


10.
 Вторая группа пишет эссе
«Эхо полигона»

Создание дополнительной страницы. Дополняются рубрики.
11.
Подведение итогов дня.
Советова А.Б.
Эмблема из ладошек – впечатления, пожелания.

Создание  и выпуск газеты газеты




Комментариев нет:

Отправить комментарий