Сообщество




Творческое сообщество учителей 
"Педагогическая мастерская"

Содержание:
  1. Структура сообщества
  2. План работы сообщества
  3. Коучинги:
  • Коучинг 1. «Оценивание для обучения и оценивание обучения»
  • Коучинг 2.   «Талант и одаренность. Выявление одаренности»
  • Коучинг 3.   «Критическое мышление. Примеры методических приемов технологии развития критического мышления»
  • Коучинг 4. «Оценивание обучения. Теория и практика научного исследования»

1. Структура сообщества
Цель:
создать благоприятную среду для развития эффективных и инновационных форм преподавания, возможности для полноценного и активного обучения молодых учителей посредством совместной работы

Задачи:
  1. Способствовать повышению профессиогальной компетентности учителей.
  2. Обеспечить возможностью обмена опытом и разнообразия формы сотрудничества.
  3. Создание единого информационного пространства для пелагогических инноваций
  4. Способствовать  методическому и творческому росту молодых учителей.
  5. Способствовать повышению мотивации в обучении и повышения показателей в обучении.
Состав профессионального сообщества:
  1. Пузикова Т.Н. - завуч по УВР
  2. Бельская О.Ф. - завуч по УВР
  3. Утепова З.Т. - завуч по ВР
  4. Курмашева В.И. - педагог-психолог
  5. Коновалова С.Н. - учитель биологии 
  6. Слепцова Н.Г. - учитель информатики
  7. Фадина Н. В. - учитель информатики
  8. Резниченко И.М. - учитель начальных классов
  9. Газыева Т.В. - учитель английского языка
  10. Атногулова Р. - учитель психолог
  11. Пупков Д. Б. - учитель математики
  12. Шаповалова Е.В. - учитель начальных классов
  13. Пешкова В.Е. - учитель биологии
  14. Шварцкопф С.С. - учитель начальных классов 
  15. Романова Н.А. - учитель начальных классов 

Руководящая группа
  1. Пузикова Т.Н. - завуч по УВР
  2. Бельская О.Ф. - завуч по УВР
  3. Утепова З.Т. - завуч по ВР
Координационная группа
  1. Бельская О.Ф. - завуч по УВР
  2. Коновалова С.Н. - учитель биологии  


Редакционная группа

  1. Слепцова Н.Г. - учитель информатики
  2. Резниченко И.М. - учитель начальных классов
  3.  Романова Н.А. - учитель начальных классов 
Группа молодых специалистов:
  1. Газыева Т.В. - учитель английского языка
  2. Атногулова Р. - учитель психолог
  3. Пупков Д. Б. - учитель математики
  4. Шаповалова Е. - учитель начальных классов
  5. Пешкова В.Е, - учитель биологии
  6.  Романова Н.А. - учитель начальных классов 
  7.  Шварцкопф С.С. - учитель начальных классов 
     
2. Структура сообщества

Мероприятие

Цель
Ожидаемый результат
Ответствен
ные
1.
Встреча с администрацией координаторов сообщества
Обсудить создание сетевого сообщества
Решение о создании сетевого сообщества

2.
Встреча предполагаемых участников создаваемого сообщества
Создание сетевого сообщества
Определение целей и задач, составление плана работы

3.
Опрос и анализ проблем возникающих у молодых учителей (анкетирование и интервью)
Изучить проблемы стоящих пред молодыми учителями и исследовать мнения их и администрации, касательно этих проблем
Выявление проблемы в преподавании и обучении, определение отношения к данным проблемам
10.
2013
4.
Встреча координаторов,  «Группы развития» и завуча по УВР Бельской О.Ф. для составления плана работы сообщества и «Школы молодого учителя»
Составить план развития сообщества и план работы «Школы молодого учителя»
Разработка плана развития  сообщества на учебный год, мониторинг  реализации поставленных целей и задач
10.
2013
5.
Встреча «Редакционной группы»
Обсуждение работы страницы блога учителя биологии Коноваловой С.Н. «Сообщество» -
Размещение материала на данной странице.
подборка материалов для страницы, помещение материалов на блог сообщества
10.
2013
6.
Проведение «Исследования в действии» по теме:
«Повышение мотивации при выполнении дифференцированных и разноуровневых заданий в слабомотивированном классе» (8 «A» и 3 «Б»)
Исследовать проблему и найти оптимальные пути ее решения
Реализация решения проблемы
09.-10.
2013
7.
В сети:
·   составление и обсуждение анкет для исследования проблемы;
·   обсуждение результатов анкетирования;
·   обсуждение путей решения проблемы;
·   обсуждение результатов реализации  путей решения.
Конструктивное обсуждение путей идей решения проблемы                   
Вовлечение членов сообщества в процесс проведения исследования
В тече
ние года
8.
Семинар – практикум  «Исследование в действий»
Изучить теоретические основы методики проведения  «Исследование в действий»
Изучение теоретических основ методики проведения «Исследования в действии»  и разработка плана проведения
Зим
ние каникулы
9.
Семинар – практикум « Lesson study»
Изучить теоретические основы методики проведения  Lesson study
Изучение теоретических основ методики проведения Lesson study и разработка плана проведения Lesson study
Фев
раль
10.
«Lesson study»
·   Определение проблемы
·   Проведение
·   Обобщение опыта в рамках сетевого сообщества
·   Привлечение новых участников
Тема:
1. «Повышение мотивации к обучению  через активные формы работы»
2.   «Повышение мотивации к обучению через использование дифференцированного обучения»
Апробировать на практике  подход для повышения педагогических навыков  учителя
Изменение подходов в обучении и популяризации их в в сетевом сообществе.
Сентя
брь, октя
брь. Фев
раль-март
11.
Цикл коучингов  «Интеграция семи модулей уровневых программ в практику преподавания»
Познакомить и дать практические навыки использования  в практике преподавания новых подходов
Практическое применение новых походов в практике
В тече
ние года
12.
Среднесрочное планирование
·  Составление плана
·  Обсуждение и внесение  поправок
·  Апробирование
·  Обсуждение результатов
·  Составление  плана по новой теме с учетом опыта
Научить составлять среднесрочный план, аргументировать его актуальность и значимость в процесс планирования и проведения практики.
Учителя умеют составлять среднесрочный план и понимают необходимость его планирования для улучшения практики преподавания
После изучения каждо
го модуля
13.
Размещение материалов  коучингов  на сайте
Дать теоретический, практический материал, методические разработки  методов и приемов новых подходов.
Возможность скачивания материалов и их практическое использование в практике
В тече
ние года
14.
Размещение уроков, презентаций, методических находок,  видеоматериалов
Возможность размещения на сайте методической продукции  используемой для практической деятельности на уроке с целью обмена опытом и популяризации своих достижений.
Учитель имеет возможность скачать методические материалы, познакомиться с опытом коллег
В тече
ние года
15.
Наставничество (работа с молодыми специалистами)
Проведение коучингов и менторинга с целью оказания практической помощи учителям в совершенствовании своей практики
Практическая помощь учителям в профессиональном развитии
В тече
ние года
16.
Результаты мониторинга и их анализ
Проводить систематический опрос, анкетирование, оценивание  степени внедрения новых подходов в практику учителей
Наличие качественного и количественного  анализа результатов деятельности сообщества
В тече
ние года
17.
Фестиваль открытых уроков и идей
(с привлечением других сообществ) Презентация опыта использования Новых походов в преподавании и обучении            
Учителя будут меть возможность поделиться своим опытом с коллегами.
май
18.
Межсетевые мероприятия
·         Составление плана совместной работы сетевого сообщества
·         Обмен опытом по  внедрению преобразований в школьную практику.

Обеспечить возможность пополнения знаний учителей, разнообразие форм сотрудничества, возможность конструктивного обсуждения проблем и возможность для работы за пределами своей школы.
Учителя будут иметь возможность поделиться своим опытом и позаимствовать опыт коллег, а также возможность обсуждения  поиска решения имеющихся проблем.


Поощрение активно работающих коллег через подведение итогов на страницах сайта
Дать положительный стимул учителям для активного участия в работе сообщества.
Учителя будут иметь поощрения за активное участие в работе и внедрении преобразований в школе.
В тече
ние года

3. Коучинги

1. Коучинг «Оценивание для обучения и оценивание обучения»
Ресурсы:
маркеры, ватман А3, интерактивная доска, презентация «Оценивание для обучения, оценивание обучения», Презентация 
Тема:
«Оценивание для обучения, оценивание обучения»

Общие цели
Оказать содействие учителю в определении различных способов оценивания.
Подвести учителя к пониманию каким образом можно улучшить процесс оценивания
Ожидаемые результаты
Определение различных способов оценивания.
Целенаправленное применение различных способов в процессе оценивания
Орг. момент
     1.      Приветствие.
     2.      Разминка.
     3.      Деление на группы - организация 3 групп
I.     Актуализация  
     1.      Как вы понимаете это выражение? Какой  смысл вложен в эти слова?
Как возвысить степь,  не унижая гор?
Очень часто у нас на уроках, случается такая ситуация, когда мы конкретному ученику ставим  - «3» («3» пишем, «2» в уме),   за   слабый ответ или практически за его отсутствие. И другому ученику, тоже ставим «3», хотя он ответил и лучше, и больше, но не на «4».
     2.      Работа в группах.
Нарисовать домик (бабочку) и оценить свой рисунок (самооценка). Оценку поставить в уголке и загнуть его. Передать рисунок в другую группу для оценивания. После этого сравнить оценки и выяснить:
Почему в большинстве случаев оценки не совпали?
- Не было четких критериев оценивания.
Раздать критерии оценивания рисунка (крыша, ставни, занавески, труба, крыльцо и т.д.) и попросить вновь сделать этот же рисунок, но с учетом критериев.
II.     Реализация
1.      Презентация «Оценивание для обучения и оценивание обучения».
     Что такое оценивание?
     Типы оценивания: формативное и суммативное.
     Формативное оценивание. (выступление Пинаевой Е.А.)  
     Суммативное оценивание.
     Цели оценивания.
          Рубрикаторы для оценивания.
        Дифференцированное оценивание.
2.      Работа в группе. Рубрикаторы для оценивания. Оценивание работы в группах. (Приложение)
III.   Рефлексия
     1.      Составить диаграмму Венна
Найти черты сходства и различий между формативным и суммативным оцениванием?
     2.      Разобрать  критерии оценивания таксономии Блума (критическое мышление).
     3.      Посмотреть мультфильм «Поросенок и печенье». Применить таксономию Блума к действиям поросенка в мультфильме.
IV.   Обратная связь
     1.      Стратегия «Чемодан. Корзина. Мясорубка» -
  •       Чемодан. Что вам понравилось и что вы возьмете с собой? (т.е. будете использовать в работе)
  • Корзина. Что еще не совсем понятно и к чему вернетесь
  • Мясорубка. Что не понравилось или не понятно?
     2.   Дерево успеха. Пожелания к проведению коучинга.

Приложение:  Рубрикаторы для оценивания
1. Лабораторная работа -1
Содержание оценивания
Балл
Оценочный балл
Цель четко сформулирована с использованием научной терминологии. Она конкретная, достижимая, реалистичная.
1

Перечислены все материалы и оборудование, которое  используется в работе. 

1

Составлен четкий план работы. Из плана работы ясно, как вы  собираетесь достичь цели работы (ваш план будет понятен любому человеку, кто будет выполнять лабораторную работу по вашему плану)
1

Работа выполнена с соблюдением ТБ.

1

Рисунки соответствует цели работы, имеют название и подписи.
6

Шаги по выполнению работы являются правильными, соответствуют плану и времени выполнения (работа закончена вовремя).
Процедура работы предусматривает уборку рабочего места.
1

ИТОГ
12
\12

2. Лабораторная работа-2 
Содержание оценивания
Балл
Оценочный балл
Обсуждение  последовательное. Есть вступительное предложение, основная часть,
2

Правильно использована научная лексика.
2

При обсуждении придерживались цели лабораторной работы.
2

Использовали аргументы, примеры для обоснования вывода.
2

Обсуждение основано на рисунках (...как видно из рисунка...).
Использован научный стиль изложения, в том числе вводные слова («например», «кроме того», «в связи с этим», «таким образом», «возможно», «во-первых» «вследствие того что», «ввиду того что», «в то время как»,  «в результате», «значит», «преимущественно» «и так», « следовательно», «значит», «наоборот», «в заключение»).
Правильно использована научная терминология  при объяснении.
Какое значение эти знания имеют для тебя в жизни?
2

Краткий вывод соответствует цели.
Вывод основывается на данных, которые вы получили в результате наблюдений (рассматривания).
Вывод логично вытекает из результатов  обсуждения.
2

Итог
12
\12

3. Решение биологических (логических) задач
Содержание оценивания
Балл
Оценочный балл
Соблюдает алгоритм, последовательный план рассуждений (вводная часть, основная часть, вывод).

1

Использован научный стиль изложения, в том числе вводные слова («например», «кроме того», «в связи с этим», «таким образом», «возможно», «во-первых» «вследствие того что», «ввиду того что», «в то время как»,  «в результате», «значит», «преимущественно» «и так», « следовательно», «значит», «наоборот», «в заключение»)
Правильно использована научная терминология  при объяснении.






1

Содержание вопроса раскрыто полностью. Сделаны акценты на главные ключевые мысли текста.

1

Установлена взаимосвязь между строением, средой обитания и функциями биологических объектов.

1

Использованы   примеры  и\или аргументы для обоснования вывода.

1

Использованы знания из других предметов (химии, физики, географии) для объяснения биологических процессов.

1

Итог
6


4. Работа в группе
Содержание оценивания
Балл
Оценочный балл
Умеет работать  в группе \ парах (обсуждать ход  работы, распределять обязанности выполнять их).
1

Демонстрирует личные качества сотрудничества, настойчивости, ответственности.
1

Берет на себя ответственность за работу в группе.
1

Владеет способами самоконтроля, самооценки (рефлексии). Не  имеет замечаний.
1

Итог
6


5. Заполнение таблицы
Содержание оценивания
Балл
Оценочный балл
Таблица имеет не более 3 колонок (количество колонок обосновано).
1

Таблица и колонки имеют краткие названия. Содержание соответствует названию колонок.
1

Отражаются главные мысли (содержание) текста.
1

При заполнении используются ключевые слова
1

Сделан вывод
1

Шаги по выполнению работы являются правильными, соответствуют
плану и времени выполнения (работа закончена вовремя). 2 балла
1

Итог
6
6

6. Составление опорной схемы
Содержание оценивания
Балл
Оценочный балл
Опорная схема имеет название, отражающее содержание текста.
1

Опорная схема имеет не менее 3х уровней имеющий каждый свое название.
1

При заполнении использованы ключевые слова, соответствующие содержанию текста. Отражаются главные мысли текста.
1

Приведено по 2 примера на каждый уровень.
1

Сделан краткий точный вывод, согласованный с заданием.
1

Хорошо структурирована, любой ученик может воспользоваться ей при ответе.
1

Итог
6
6

7. Выполнение творческой работы
Содержание оценивания
Балл
Оценочный балл
Материал изложен последовательно (название, содержание, рисунки и вывод взаимосвязаны).
1

Тема раскрыта полностью.

2

Используются ключевые слова или краткие фразы. Используется научная терминология. Нет ошибок в правописании.
1

Дизайн оформления. Используются схематичные иллюстрации. Текст написан печатными буквами, легко читается. Материал распределен равномерно по листу.
1

Написан краткий вывод.
1

Итоговый балл
6
\6

8. Выполнение презентации
Содержание оценивания
Балл
Оценочный балл
Презентация содержит ключевые слова или фразы (шрифт  не менее 30)
1

В каждом слайде есть рисунки \графики \ таблицы \ схемы
1

Вы рассказывали своими словами (не читая по бумаге или по тексту презентации)  и ваш рассказ имеет мелкие детали.
2

Раскрыто содержание вопроса
1

Визуальный контакт с классом.  Ораторское искусство (ваш голос был достаточно громким).
1

Итог:
6
\6

9. Участие в дискуссии (дебатах)
Содержание оценивания
Балл
Оценочный балл
Умеет выслушать точку зрения других (внимателен при выступлении других)
1
\1
Умеет задавать вопросы выступающим.
2
\2
Умеет отвечать на вопросы.
2
\2
Умеет комментировать (оценивать, рецензировать) выступление других. Умеет оценить свою работу и выступление.
1
\1
Итог:
6
\6
  
10. ВЫПОЛНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МИНИ - ПРОЕКТА
Название критериев
Содержание оценивания (по 1 баллу)
Знание фактического материала
Последовательно, логично излагает материал.
Правильно использует научную терминологию.
Содержание темы раскрыто полностью. Делает  акценты на главные ключевые мысли работы. Приводит   примеры,  научные аргументы, доказательства.
Сравнивает, находит сходства и различия между биологическими объектами, классифицирует биологические объекты по определенным признакам. Устанавливает взаимосвязи между строением, средой обитания и функциями биологических объектов.
Обобщает, делает выводы.
Использует научную терминологию, не заявленную в учебнике.
Работа с информацией
Работа имеет краткое теоретическое обоснование исследования (100 -150 слов)
Работа содержит рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
Использует несколько источников информации.
 Анализирует новые факты и явления, выделяя главные ключевые мысли. Устанавливает причины и следствий явлений.
Использует  знаний из других предметов (химии, физики) для объяснения.
Проявляет творческие способности при анализе теоретического материала.       Анализирует информацию с учетом регионального компонента.
Проведение исследования
Формулирует тему, цели и задачи исследования, выдвигает гипотезу. 
Планирует ход учебно – научного исследования.
Проводит практическое исследование не менее чем в 5 кратной повторности. Использует приемы, оборудование и материалы для проведения исследования.
Проводит сбор данных, их систематизирует и обрабатывает.
Формулирует выводы по результатам исследования (отражает прикладное применение предмета для защиты окружающей среды, проявляет интерес и заботу об окружающей среде).
Выполняет работу самостоятельно.
Осуществляет рефлексию исследовательской деятельности.
Оценивает методы и результаты исследования, выделяя причины неточности эксперимента, понимает относительность полученных результатов.
Пишет рецензии на свою работу, а так же работу другого ученика. Предполагает возможные улучшения работы.
Защита проекта
Презентация содержит ключевые слова или фразы (шрифт  не менее 30). В каждом слайде есть рисунки \графики \ таблицы \ схемы.
При защите  рассказывает своими словами, не читая по бумаге или по тексту презентации (визуальный контакт с классом). 
Обладает ораторским искусством (громкий, уверенный голос, четкая речь).
Внимателен при выступлении других (умеет выслушать другую точку зрения).
Умеет задавать вопросы выступающим. Умеет отвечать на вопросы.
Умеет комментировать (оценивать, рецензировать) выступление других. Умеет оценить свою работу и  выступление.
Ораторское искусство
Последовательно, логично излагает материал.

При защите  рассказывает своими словами, не читая по бумаге или по тексту презентации

Имеет визуальный контакт с аудиторией. 

Громкий, уверенный голос, четкая речь.

Умеет отвечать на вопросы.

Презентует работу в творческой форме.


2. Коучинг:  Талант и одаренность. Выявление одаренности.
Цель:
Дать определение, что такое одаренности и талант;
Познакомить с многообразием методов определения одаренности.

Ресурсы: маркеры, ватман А3, интерактивная доска, презентация «Талант и одаренность. Выявление одаренности». Презентация: "Одаренность и талант". Тест Гарднера. 

I.                   Актуализация
1.      Обсуждение

Слайд 1
Эпиграф:
« Я был другим. Я всегда был другим. Почему же никто не замечал меня?»

Как Вы думаете, каков смысл этого выражения? Что за ним скрывается?
Это слова легендарного музыканта нашего времени  Джона  Леннона.

II.                Реализация
Тема: Талант и одаренность. Выявление одаренности.
I.       Работа в группах.
Составление  и защита постеров, что между ними общего и в чем различие?
Слайд 3
Как Вы понимаете слова:
·         Одаренный ученик?
·         Талантливый ученик?
Что между этими понятиями общего и в чем различие?

А что такое тогда Интеллект и гениальность?

Выводы:
Слайд 4
Одаренность – системное качество, характеризующее  психику ребенка в целом.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности… потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности…
Слайд 5
Одаренность –  это сочетание индивидуальных качеств личности, основанное на высоком уровне развития интеллекта, креативности и мотивационной включенности, обеспечивающую высокую результативность деятельности через направленность на получение успешного, нестандартного результата, а также анализ его эффективности.
Дж. Рензулли
Слайд 6
Талант – это способность достигать лучших результатов в любой социально значимой области человеческих стремлений,
      академических сферах: при изучении языков, общественных и естественных наук, математики;
      творческих областях – музыке, графическом, пластическом, исполнительском искусстве,
      ремеслах,
      а также в области человеческих отношений.
Гениальность –
определяется обществом, поэтому не может существовать самостоятельно

слайд 7
2.      Нормативная концепция одаренности и таланта

                10-15%                                            70-80%                                      10-15%

Некомпетентность

Компетентность 
Талант Мастерство 

Умственный недостаток

Умственная способность/ среднее IQ
Одаренность 

Слайд  8
3.      Дифференцированная модель одаренности и таланта Ганье
  
Слайд 9
4.      Тест множественного интеллекта  Гарднера.
Каждому участнику коучинга предлагается заполнить Тест Гарднера и определить собственный множественный интеллект.

III.  Рефлексия

Слайд 10-13
1.      Миф или реальность:
1.    Одаренные ученики надменные, горды своими способностями и другие люди их мало волнуют.
2.    Одаренные ученики способны во всем и им следует об этом напомнить в том случае, если они не смогут работать на высоком уровне.
3.    Одаренные ученики не нуждаются в специальных программах, так как они смогут выполнить сложные задачи несмотря ни на что.
4.    Развитие одаренных учеников происходит неравномерно умственные способности, способность к обучению, социальное/эмоциональное развитие).
5.    Одаренные ученики работают хорошо в случайно  распределенных группах, при этом работа выполняется безошибочно.
6.    Все одаренные ученики любят работать индивидуально  и мотивированы завершить задание.
7.    Одаренные ученики – это хорошие ученики, у которых редко бывают проблемы с поведением.
8.    Одаренные ученики почти всегда хорошо учатся и очень часто имеют достижения вне школы.

2.      Ты –чудо!
Когда мы будем их учить тому, кто они на самом деле?
         Мы должны сказать каждому из них:
«Ты знаешь, кто ты такой?
        Ты – чудо. Ты уникален. За миллионы лет, которые прошли, никогда не было такого же ребенка как ты… У тебя есть способность к чему угодно.
Потому что ты – просто чудо»                                                         
                                                                     Пабло Казальс

IV. Обратная связь
Одна звезда (отзыв) – одно пожелание (предложение)

5. Коучинг 3.
 Тема: «Критическое мышление. Примеры методических приемов технологии развития критического мышления»

Цель: Познакомятся с целями, основными понятиями и приемами технологии критического мышления.
Задачи:
1.      узнают о различных приемах технологии критического обучения;
2.      научатся использовать и применять технологии критического обучения на уроках в процессе обучения;

Ресурсы:
флипчарты, маркеры, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, видеоролик.
Презентация

Ход занятия:
1.      Орг. Момент 
Приветствие -1-2 мин.
Разминка (налаживание эмоционального настроя)  и деление на группы (молекулы и атомы)  - 3-5 мин.
2.      Актуализация
·        Просмотр мультфильма «Поросенок и печенье»
 - Как вы думаете, как этот мультфильм, точнее действия поросенка, можно связать с работой учителя в школе?
Т.е. учитель также применяет различные методы и способы (технологии), чтобы достичь поставленной цели? (достать печенье)
  Объявляется  тема: «Критическое мышление. Примеры методических приемов технологии развития критического мышления» Презентация "Критическое мышление"
Слайд 1.
·        Прием «Корзина идей, понятий, имен….»
Слайд  2 с вопросами о технологии.  
Вопросы:
1) Что вы знаете о «критическом мышлении»?
2) Что вы знаете о таксономии Блума? (1-ый коучинг)
3) Какие приемы критического мышления вы знаете?

Обсуждение в группах и запись «ключевых» слов на стикерах. Группы складывают стикеры в корзину (нарисованная на постере), не повторяя раннее сказанное.

Рефлексия – 3 мин
Все ключевые слова, связанные с мыслительной деятельностью. Из ваших слов можно критическое мышление определить как процесс рассуждения, решения проблем, формулировка проблем т.е. разумный, рефлексивный способ.

3.      Реализация
·         Теоретический материал – 5 мин
Слайд 3-4
Презентация  (различные определения критического мышления, цели)
·        Работа в группах – 10 мин
Каждой группе дается материал для ознакомления.
Задание - составить кластер о характеристике критического мышления.
«Выброс» на  доску спикер защищает работу (Метод «Кластер-гроздь винограда»)


·        Работа в группах – 10 мин
Применить стратегию «6 шляп мышления». Каждой группе примерить шляпу и ответить на вопросы каждой шляпы. Стратегия: "6 шляп мышления"
·        Работа в группах – 10 мин
Развитие критического мышления через применение стратегии анализа проблемных ситуаций «Fishbone».
·        Составить синквейн – критически мыслящий человек. Какой он? Изобразите в виде метафоры.Синквейн 

4.      Рефлексия – 10 мин.

Ответьте на вопросы:

1.      Каким образом вы можете  применить этот прием на вашем уроке?
2.      Какие результаты вы предполагаете получить?
3.      На сколько этот прием будет эффективным?
4.      Какие умения и навыки данный прием развивает?

Прием «Метод углов» одна команда - за применение технологии критического мышления, другая - против (веские аргументы), третья группа – слушает, и по мере приведения аргументов выбирает соотвествующую позицию.

Обратная связь:
Стратегия: чемодан, корзина, мясорубка.

  Приложение

Примеры методических приемов технологии развития критического мышления
Мозговая атака
Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества «мозговой штурм», Алекс Осборн «Прикладное воображение», 1950. При этом оба эти словосочетания являются вариантами русского перевода английского термина «brainstorming», однако используются в разных сферах и выполняют разные функции. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.
1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
2 э т а п: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Групповая дискуссия
Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
А) уважение к различным точкам зрения ее участников;
Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Чтение с остановками и Вопросы Блума
Условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.
Подготовительная работа:
1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора: - Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема); - Динамичный, событийный сюжет; - Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:
- «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);
- память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;
- оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;
- синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;
- анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;
- применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его;
Примечание: чтение с остановками целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.

Кластеры
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Возможны следующие варианты:
- Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)
- Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Синквейн
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразителности.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

«Продвинутая лекция»
Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия. Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.
Алгоритм действий (возможны варианты):
1. Вызов. Подготовительная деятельность. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей).
2. Анонс содержания первой части лекции. Задание для учащихся (дл начала лекции): по ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «-« услышанной в лекции информации со сделанным ранее прогнозом (аудированный вариант ИНСЕРТа)
3. Осмысление. Учитель зачитывает первую часть лекции.
4. Рефлексия. Предварительное подведение итогов.(Индивидуальное задание: выделение главного – письменный ответ. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар).
5. Повторный вызов. Анонс содержания второй части лекции. Проблемный вопрос. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей). Задание для учащихся (аналогичное пункту - 2).
6. Осмысление. Учитель зачитывает вторую часть лекции.
7. Рефлексия. Подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, выступления от пар).
8. Итоговая рефлексия. Задание классу: индивидуальная самостоятельная работа – письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции. Форма – 10-минутное эссе.
9. Работы сдаются учителю. (Используются как показатель усвоения учащимися содержания лекции, а также как материал для подготовки следующего занятия.
Предметная область лекций не ограничена. Задания и способы организации индивидуальной и коллективной деятельности могут варьироваться.

Инсерт
В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.
I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V «галочка» (то, что уже известно)
знак «минус» (то, что противоречит представлению)
+ знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)
? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)
...
...
...
...
...
...
...
...
IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.
Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

Эссе
Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.
Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.
10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Ключевые термины
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.
Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.

Перепутанные логические цепочки
Вариант «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
Вариант «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

Стратегия "6 шляп мышления"
Коротко о методе "Шесть шляп мышления" Эдварда Де Боно
Де Боно предложил решать задачи с помощью метода избирательного рассмотрения проблемы с различных углов зрения, разделив все мыслительные процессы, которые происходят в голове человека, на шесть типов. Чтобы методика лучше запоминалась, автор решил связать типы мышления с цветными шляпами.
Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется. Естественно, никаких шляп в реальности иметь не нужно - человек лишь виртуально надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи.
В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.



Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?



Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?



Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?



Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?



Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?



Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Дерево предсказаний
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Дневники и бортовые журналы
Графические формы организации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

Толстые и тонкие вопросы
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Cтратегия анализа проблемных ситуаций «Fishbone»
«Fishbone»в переводе с английского языка значит «рыбная кость» или «скелет рыбы».
Стратегия «Fishbone»-это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем).
Схемы ««Fishbone»» были придуманы профессором КаоруИсикава (Ишикава), поэтому часто называются диаграммы Исикава (Ишикава). Эта графическая техника помогает определить возможные причины проблемы.
Диаграммы можно располагать как горизонтально, так и вертикально - это не имеет принципиального значения.

Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
Описание алгоритма действий при работе со стратегией «Fishbone».
Как известно любая проблема начинается с головы. Поэтому помещаем нашу проблему в голову рыбы.
На верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних (или правых) - факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют. Хвост рыбы – вывод.
Работа с текстом или исследование может проводиться индивидуально или по группам.
Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема «Fishbone» для систематизации причин проблемы и нахождения фактов или аргументов, подтверждающих эти причины.

Порядок работы с использованием стратегии «Fishbone» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:
1.     В верхнем треугольнике, после обсуждения, записывается формулировка проблемы.
2.     Путем анализа источников, текста или видеофильма учащиеся, выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «рыбы», то есть, остаются только лишь предположениями.
3.     Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.Учителя, владеющие этой технологией, могут использовать ее на любом предмете.
Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции как
1.     критическое мышление;
2.     взаимодействие в группах;
3.     планирование и осуществление исследовательской деятельности;
4.     истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
5.     осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.


 Коучинг 4. «Оценивание обучения. Теория и практика научного исследования. Слагаемые успеха»  
Ресурсы:
маркеры, ватман А3, стикеры, презентация Теория и практика научного исследования
Тема:
«Оценивание  обучения. Теория и практика научного исследования»

Общие цели
Оказать содействие учителю в определении различных способов оценивания научного исследования.
Подвести учителя к пониманию каким образом можно улучшить процесс оценивания научного исследования.
Ожидаемые результаты
Определение различных способов оценивания научного исследования..
Целенаправленное применение различных способов в процессе оценивания научного исследования.
Орг. момент
      1.      Приветствие.
      2.      Разминка.
      3.      Деление на группы - организация 3 групп (Докладчики, Оппоненты, Рецензенты)
I.     Актуализация
      1.      Работа в группах.
Как вы понимаете это выражение? Какой  смысл вложен в эти слова?
Слагаемые успеха?
Вывели общие критерии успеха, используемые при выполнении учебно-научного исследования:
ü  Мотивация
ü  Теория исследования
ü  Практика
ü  Рефлексия деятельности
ü  Четкие критерии оценки

II.     Реализация
1.      Работа в группе.
Сделать мини – проект на тему «Море». Использовать предложенный план
1.      Тема
2.      Гипотеза
3.      Теория (не менее 2 предложений)
4.      Практика (не менее 5 пунктов)
5.      Результаты обсуждения
6.      Выводы
2.       Рубрикаторы для оценивания научного исследования. Оценивание работы в группах. (Приложение)
3.      Защита проектов.
Докладчики – четко по критериям защищают свой проект;
Оппоненты  - задают вопросы, которые помогают докладчику при защите проекта, не «заваливая» докладчика;
Рецензенты – дают оценку проекту по критериям. Главное условие - не критиковать и плохо не отзываться. Только рекомендации.
III.   Рефлексия

     1.      Защита проектов с использованием представленных критериев;
     2.      Разобрать  критерии оценивания научного исследования.

IV.   Обратная связь
1.      Стратегия : Дерево успеха. Пожелания к проведению коучинга.

 Приложение:
1.      Критерии оценивания научного исследования

Научное исследование (синтез знаний)

1.       Формулирует тему, цели и задачи исследования, выдвигает гипотезу. 
2.       Планирует ход учебно – научного исследования.
3.       Использует разнообразные источники информации в теоретической части. Анализирует научные методы и средства, необходимые в исследовательской работе.
4.       Проводит практическое исследование. Использует приемы, оборудование и материалы для проведения исследования. Проводит сбор данных, их систематизирует и обрабатывает.
5.       Формулирует выводы по результатам исследования. (Понимает  прикладное применение предмета для защиты окружающей среды, проявляет интерес и заботу об окружающей среде).
6.       Выполняет работу самостоятельно.
7.       Осуществляет рефлексию исследовательской деятельности
8.       Оценивает методы и результаты исследования, выделяя причины неточности эксперимента, понимает относительность полученных результатов.
9.       Интерпретирует и оценивает результатов наблюдения и эксперимента.
10.   Пишет рецензии на свою работу, а так же работу другого ученика.
11.   Предполагает возможные улучшения работы.

2.      Выполнение исследовательского мини – проекта

Название критериев
Содержание оценивания (по 1 баллу)
Знание фактического материала
Последовательно, логично излагает материал.
Правильно использует научную терминологию.
Содержание темы раскрыто полностью. Делает  акценты на главные ключевые мысли работы. Приводит   примеры,  научные аргументы, доказательства.
Сравнивает, находит сходства и различия между биологическими объектами, классифицирует биологические объекты по определенным признакам. Устанавливает взаимосвязи между строением, средой обитания и функциями биологических объектов.
Обобщает, делает выводы.
Использует научную терминологию, не заявленную в учебнике.
Работа с информацией
Работа имеет краткое теоретическое обоснование исследования (100 -150 слов)
Работа содержит рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
Использует несколько источников информации.
 Анализирует новые факты и явления, выделяя главные ключевые мысли. Устанавливает причины и следствий явлений.
Использует  знаний из других предметов (химии, физики) для объяснения.
Проявляет творческие способности при анализе теоретического материала.       Анализирует информацию с учетом регионального компонента.
Проведение исследования
Формулирует тему, цели и задачи исследования, выдвигает гипотезу. 
Планирует ход учебно – научного исследования.
Проводит практическое исследование не менее чем в 5 кратной повторности. Использует приемы, оборудование и материалы для проведения исследования.
Проводит сбор данных, их систематизирует и обрабатывает.
Формулирует выводы по результатам исследования (отражает прикладное применение предмета для защиты окружающей среды, проявляет интерес и заботу об окружающей среде).
Выполняет работу самостоятельно.
Осуществляет рефлексию исследовательской деятельности.
Оценивает методы и результаты исследования, выделяя причины неточности эксперимента, понимает относительность полученных результатов.
Пишет рецензии на свою работу, а так же работу другого ученика. Предполагает возможные улучшения работы.
Защита проекта
Презентация содержит ключевые слова или фразы (шрифт  не менее 30). В каждом слайде есть рисунки \графики \ таблицы \ схемы.
При защите  рассказывает своими словами, не читая по бумаге или по тексту презентации (визуальный контакт с классом). 
Обладает ораторским искусством (громкий, уверенный голос, четкая речь).
Внимателен при выступлении других (умеет выслушать другую точку зрения).
Умеет задавать вопросы выступающим. Умеет отвечать на вопросы.
Умеет комментировать (оценивать, рецензировать) выступление других. Умеет оценить свою работу и  выступление.
Ораторское искусство
Последовательно, логично излагает материал.

При защите  рассказывает своими словами, не читая по бумаге или по тексту презентации

Имеет визуальный контакт с аудиторией. 

Громкий, уверенный голос, четкая речь.

Умеет отвечать на вопросы.

Презентует работу в творческой форме.

3. Рекомендации


Что такое цель исследования?
Цель исследования - это представление о результате исследования или тот конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь по завершении своей работы. В самом общем виде формулировка цели отвечает на вопрос: «Что нужно выявить, выяснить, сформировать, обосновать, провести, построить, создать, составить, систематизировать и т.дСодержание работы следует постоянно проверять на соответствие цели. Для формулировки цели используются традиционно употребляемые в научной речи клише.

Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Их можно представить как цели этапов исследования. В исследовании должны быть реализованы 2-4 задачи. Они обычно формулируются в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Задачами исследования могут быть: описание, выявление, разработка, обоснование, уточнение, дополнение, систематизация, совершенствование, развитие, конкретизация, анализ.

 Клише для постановки задач:
Изучить, рассмотреть, сформулировать…; выявить…/ определить…/ описать


Что такое гипотеза исследования?
Гипотеза – это научно-обоснованное предположение о причине, вызвавшей какое-либо следствие; о связи между явлениями, о существовании явления. Она должна быть проверяемой, непротиворечивой, соответствовать фактам. Гипотеза формулируется обычно с помощью следующих языковых средств: «если…, то…»; «так…, как…»; «при условии, что…»


Обсуждение результатов работы.
Использовать слова:
«Например», «кроме того», «в связи с этим», «таким образом», «возможно», «во-первых», «вследствие того что», «ввиду того что», «в то время как», «в результате», «значит», «преимущественно», «итак», «следовательно», «значит», «наоборот», «в заключение».


Как писать выводы?
Выводы ( не более 5) должны быть краткими;
НЕ перечислять все результаты заново!
Выводы должны соответствовать цели исследования!


1 комментарий:

  1. Спасибо большое! Я обязательно использую Ваш материал.

    ОтветитьУдалить